Среда, 15.05.2024, 00:17

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Статьи » Мои статьи

История фламенко
«Тарте́сс, Таршиш (лат. Tartessus, исп. Tartessos) — древний город, существовавший в Южной Испании в 1-м тысячелетии до н. э. Основан тартессийцами (по одной версии, это были этруски из Малой Азии, по другой — местные племена турдетаны и турдулы) в тесном взаимодействии с финикийскими колонистами из города Кадис. Скорее всего, город был основан раньше 1100 до н. э. и со временем стал центром федерации племён, занимавшей территорию современных Андалусии и Мурсии. Власть в Тартессе принадлежала царям (наиболее известен Аргантоний, по свидетельству Геродота правивший с 630 по 550 годы до н. э.). Впоследствии Тартесс вступил в альянс с грекам и после поражения последних в Битве за Алалию был уничтожен карфагенянами.

Существует предположение, что Тартесс был связан с богатой культурой бронзового века Эль-Аргар, имевшей распространение на юге Пиренейского полуострова во 2-м тысячелетии до н. э.

Нехватка достоверных исторических сведений о Тартессе придала городу полулегендарный характер; некоторые считают, что Тартесс мог быть колонией Атлантиды, которая также находилась на западных окраинах античного мира, имела развитую цивилизацию и впоследствии почти бесследно исчезла».

Вот что пишет об истоках фламенко Анатолий Шевченко, гитарист, композитор, музыковед, автор книг по истории искусства фламенко:

«Исследователи обнаруживают связь между Тартессом и древним Критом, ряд признаков которой в качестве своеобразного рудимента до сих пор сохранился в Андалусии. Так, коррида воспринимается как далекий прообраз игр с быком на Крите, а терракотовые статуэтки женщин в облегающих платьях с пышными воланами, сбегающими к земле, напоминают характерные позы и наряд танцовщиц фламенко. Столь распространенный позднее в музыке эллинов, метр 5/8 имеет критское происхождение. Трансформировавшись со временем в размере 2/4, он сохранился в ритмической фигуре фламенко тьенто.
В конце II тысячелетия до нашей эры финикийцы начинают основывать в Тартессиде свои постоянные фактории. Так возникают Гаднр или Гадес (современный Кадис), Малака (современная Малага), Гиспалис (современная Севилья) и др. Являясь адептами древней сирийской культуры, финикийцы, вероятно, первыми протянули ту нить, которая до сих пор связывает Андалусию с "загадочным Востоком" (Ф. Г. Лорка). В дальнейшем эту связь поддержали преемники финикийцев — карфагеняне. Одновременно с карфагенянами к андалусским берегам прибыли греки. Несмотря на пренебрежительное отношение эллинов к сирийской музыке, которую они обвиняли в некоей "оргиастичности”, музыка самих греков сформировалась под значительным влиянием сирийского искусства и несет в себе черты, общие для многих средиземноморских культур рассматриваемого периода. Интересно отметить, что ряд этих особенностей оказались наиболее устойчивыми именно в музыке фламенко. Дорийский лад, который занимал центральное место в искусстве эллинов (они характеризовали его как самый совершенный, мужественный, возвышенный), и поныне является основополагающим во фламенко. В связи с ошибкой, допущенной средневековыми учеными при расшифровке древнегреческих ладов, дорийский лад в современном музыковедении получил наименование фригийского. Во фламенкологии принята первичная, т. е. древнегреческая терминология.
Таким образом, к приходу арабов на Пиренейский полуостров (711 г.) в Андалусии сложилась древняя, высокая цивилизация, развивавшаяся в едином русле древневосточной традиции. Так сформировалась классическая андалусская музыка, которая так и называется сейчас в странах Магриба (Алжир, Тунис, Марокко), — района, откуда в свое время пришли в Испанию арабские племена берберов и куда они были вновь оттеснены в результате Реконкисты (движения за освобождение от арабского господства в Испании).
Вследствие этого процесса появляются муашшах, андалусская ноуба. Принцип обрамления каждой строфы повторяющейся торнадой, послуживший основой форм заджаля и зехеля, был характерен для испанской музыки и поэзии (жанры вуэльта, торнада, альба, серранилья, сегидилья и др.). Во фламенко он довольно четко прослеживается в структуре севильянас.
Как бы спеша сменить арабов в качестве "полномочных представителей” Востока, в Андалусии к моменту их ухода появляются племена цыган. Выходцы из Индии, прошедшие через всю Азию, она нашли в Испании родственную музыкальную культуру и легко, органично сжились с ней. Иногда роль цыган во фламенко приравнивается к той, которую сыграли негры Америки в процессе формирования джаза. Это явное преувеличение, как, впрочем, и приписывание истока происхождения канте хондо иудейской псалмодии или арабскому азану. Как отмечает И. Росси и другие исследователи, цыгане, так же как и евреи, не являются создателями канте фламенко, они только способствуют его сохранению совместно с андалусийцами и мурсийцами. То есть речь может идти лишь об общих принципах и элементах этих разных культур, сложившихся в сходных условиях и контактировавших на протяжении большого исторического периода»

Итак, фламенко – симбиоз музыкальных традиций Запада и Востока, испытало влияние следующих культур:

греко-римской: ее влияние чувствуется в средневековых византийских литургических песнопениях. Композитор Мануэль де Фалья указывал на сходства в мелодии и нисходящей минорной гамме. Грегорианские пения во время литургических церемоний, ассимилировавшись, внесли свои мелодические рисунки, с восточным акцентом.
сирийской.
арабской, персидской. Исламское нашествие в начале VIII века н.э., возможно, вначале не повлияло существенно на музыкальные традиции, однако после прибытия знаменитого багдадского музыканта Зариаба, который основал в Кордове во время правления Аб аль Рахмана II (822- 852) школу пения, персидская музыка стала приобретать влияние.
Семивековое арабское господство на Иберийском полуострове (711-1492 гг.) оставило значительный след в политической, научной и культурной жизни Иберийского полуострова, и музыка не исключение. Можно провести параллели между модуляциями и мелизмами в таких песенных фламенковых формах, как тона и сигирийя, с одной стороны, и призывах на мусульманскую молитву. Также наблюдается сходство в ритмических рисунках.
еврейской.
европейской. В средние века, во времена испанской Реконкисты, конкистадоров (1492 год – завершение Реконкисты) и открытия новых территорий на развитие культуры Андалусии повлияли культуры стран Европы: христианство принесло с собой григорианскую музыкальную систему, которая смешалась с местными стилями. К 1492 г. когда испанская католическая гегемония выдворила мусульман и иудеев, музыка Андалусии приобрела особый синтетический стиль, который отделил ее от остальных районов Иберийского полуострова.
индийской (цыганской). Развитие фламенко тесно связаны с прибытием цыган в Испанию. Самый древний документ, свидетельствующий об этом, подписанный королем Альфонсом Великим, относится к 1425 году. Тем не менее, не отрицаются гипотезы, согласно которым цыгане пришли в Испанию намного раньше из Африки, точнее, из Египта. В пользу этой теории говорит этимологическое родство слова "цыган" и топонима "Египет". Вместе с тем большинство исследователей придерживается версии, что цыгане происходят из Панджаба - северо-восточного региона Индии, из которого в 7-14 вв. и началось переселение кочевых племен. Цыгане, поселившиеся на юге Иберийского полуострова, столкнулись с сочным, ярким андалузским фольклором, который, будучи тщательно переваренным и усвоенным, стал частью цыганской культуры, имевшей восточные корни. Пьер Лефран, исследователь цыганской культуры, придерживается той точки зрения, что симбиоз двух культур - культуры цыган и морисков - наиболее способствует развитию искусства. Мориски - обращенные в христианство мавры для избежания выселения за пределы Иберийского полуострова, тем не менее, следуют музыкальным традициям Аль-Андалуса. Считается, что цыганское влияние на фламенко проявляется, прежде всего, в манере исполнения, но не в творческом плане. Однако каким бы распространенным ни было это предположение, оно вызывает споры и по сей день. - американской. В течение 3 веков после падения Кордовского Халифата фламенко несколько утрачивает характерные для южных регионов Испании черты. Севилья стала воротами в недавно открытую Америку, превратилась в деловой центр Европы (впоследствии эта эстафетная палочка была передана Кадису). Через нее осуществляются все торговые и деловые сделки с Америкой, а также происходит тесный межкультурный обмен. Андалузские песни и танцы, привезенные в Америку, претерпев кое-какие изменения, вернулись обратно в форме гуахиры, милонги, коломбианы, румбы, видалиты - жанры, ставшие популярными в начале 20 века.
Неслучайно одними из ключевых ценностей культуры фламенко являются понятия свободы и борьбы: народы, внесшие наиболее весомый вклад в искусство фламенко, были гонимы. Арабы были изгнаны из Испании в 1492 году; евреи, которых в V веке насчитывалось в Испании около 100 тысяч, были вынуждены принять христианскую веру чтобы не подвергаться преследованиям; цыгане также подвергались гонениям. Каждый из этих народов в определенный момент истории утратил свою империю и был вынужден принять чужую веру, слиться с другой культурой. Их музыка стала скрытым протестом против несправедливости, жалобой на судьбу, в их песнях говорилось о мрачной жизненной реальности.

XVIII век и фламенко
Первое упоминание о фламенко относится к 1785 году и приписывается Хуану Игнасио Гонсалесу дель Кастильо, который написал сонет "El Soldado fanfarron" и использовал в нем слово "фламенко" как синоним слова "cuchillo" (в переводе с испанского языка - "нож"). Именно это время принято считать началом существования фламенко.

Считается, что «местечковое» фламенко превратилось в искусство профессиональных исполнителей в середине 18 века. Первое сохранившееся в письменных источниках имя собственное принадлежит кантаору Тио Луису де ла Хулиана, чье существование, однако, не доказано. Более достоверно имя Эль Планеты - кантаора из Кадиса, начавшего свою карьеру с исполнения тона и сегирийи в севильском квартале Триана. Появляются яркие профессиональные исполнители: Эль Фильо - воспитанник Эль Планеты, Хуан де Дьос, Пако ла Лус, Ла Андонда, Локо Матео, Курро Дурсе - пение; Ла Канделариа, Ла Кампанера, Ла Перла, Эль Хересано, Мирасьелос - танец; Колирон - гитара.

В середине XVIII столетия наиболее знаменитыми центрами фламенко были Триана (цыганский квартал Севильи), Кадис, Херес де ла Фронтера и другие портовые города. Однако до последней трети XIX века фламенко не было общенародным достоянием. Фламенко бытовало пока в пределах patio, пивных, тавернах. Планировка традиционного испанского жилища – квартиры, которые выстраиваются вокруг общего дворика – patio (это - центр дома). Патио – место, где проходили различные семейные праздники. Действо фламенко, таким образом, проходило в ограниченном кругу родственников. Неслучайно многие громкие имена в искусстве фламенко связаны с семейными династиями, где из поколения в поколение передавались секреты мастерства. Музыка была как диалог, общение, этим и объясняется ее импровизационный характер. Диалог между двумя кантаорами, кантаором и гитаристом, песней и танцем. Фламенковые танцевальные стили тесно соприкасались и с фольклорными стилями (андалузскими и испанскими).

После фламенко «вышло» на улицу, стало бытовать в форме фиест. В конце XVIII века фламенко уже звучало в тавернах и на постоялых дворах андалузских дорог.

XIX век
XIX век выдвинул профессиональное фламенко на сцену.

К 1850 году cante flamenco (пение фламенко) стало столь популярным, что его исполняли в cafe chantantes («поющие кабаре»). Первое такое кафе было открыто в Севилье в 1842 году. К 70-м годам "кафе кантанте" были созданы в городах Севилья, Кадис, Херес-де-ла-Фронтера, Пуэрто-де-Санта-Мария, Малага, Гранада, Картахена, Ла Уньон, а вслед за ними и за пределами Андалузии - в Мадриде, Барселоне, Бильбао.

Хотя преобладающим было фламенко "hondo” (глубокое пение), также для удовлетворения постоянно растущего интереса публики были представлены другие народные песни. Фламенкологи признают, что пика расцвета фламенко достигло при кантаоре Сильверио Франконетти (1829-1889), который стал центром эпохи, им были созданы его самые прекрасные образцы cante.

Вот как писал о нем Лорка:

Портрет Сильверио Франконетти

Медь цыганской струны
и тепло итальянского дерева -
вот чем было
пенье Сильверио.
Мед Италии к нашим лимонам
шел в придачу
и особенный привкус дарил
его плачу.
Страшный крик исторгали пучины
этого голоса.
Старики говорят - шевелились
волосы,
и таяла ртуть
зеркал.
Скользя по тонам, никогда
их не ломал.
Еше разбивать цветники
мастер был редкий
и возводить из тишины
беседки.
А ныне его напев
в последних отзвуках тает,
чистый и завершенный,
в последних отзвуках тает.

(Стихи о канте хондо, 1921 - Цыганские виньетки. Перевод М. Самаева).

Вокруг Сильверио сосредоточились самые выдающиеся кантаоры: La Josefa, Tío Martín, Vergara, Enrique el Gordo Viejo, Curro Dulce, El Loco Mateo, Paco de la Luz, Manuel Molina, El Nitri и множество других. Среди наиболее выдающихся гитаристов того времени были Maestro Patiño, Paco el Barbero и Paco Lucena, а среди танцоров - Antonio de Bilbao и Juan la Macarrona. Его кафе кантанте считалось лучшим и наиболее известным. Еще одним знаменитым кантаором того времени был Антонио Чакон, который начинал свою карьеру, выступая в кафе Франконетти. Конкуренция между певцами, танцорами и гитаристами способствовала развитию различных исполнительских стилей, жанров и форм внутри фламенко.

В то время сложилась своеобразная классификация фламенко:

"канте хондо" (cante hondo) («хондо») - особенно эмоционально выразительные, драматичные, экспрессивные песни (сигирийя, солеа, канья, поло, мартинете, карселера);
"канте гранде" (cante grande - большое пение) - песни большой протяженностью и с мелодиями широкого диапазона;
"канте чико" (cante chico - малое пение) – песни, выражающие более веселые, легкие эмоции, по сравнению с предыдущими видами пения (алегриас, тангос, булериас и т.д.). В более поздних исследованиях раздел cante chico разбит дальше и включает народное фламенко, когда был принят во внимание коммерческий репертуар театров и ночных клубов.
Танец играл все большую роль в канте фламенко, и песни стали различаться по их функции: песня "аланте" (alante) предназначалась только для слушанья, а песня "атрас" (atrás) сопровождала танец.

«Эпоха кафе кантанте считается золотым веком. Тогда блистали самые великие творцы фламенко. Все, что было создано тогда, является эталоном, все то, что было создано позже, уже не считается чистым» (Анна Сиротина, «История фламенко»).

О фламенко пишут в таких газетах, как "El Porvenir", "La Andalucia", "El Cronista", "El Espanol", "El Noticiero Sevillano"; о фламенко пишут восторженные романтики, писатели и путешественники: Шарль Давилье, Теофил Готье, Ричард Форд, Александр Дюма и Джордж Борроу...

Однако к концу XIX века кафе кантанте начинают приходить в упадок. Клиенты кафе стали диктовать репертуар, и артисты фламенко стали «подстраиваться» под вкус публики, чаще более простой, чем «глубокое» фламенко , и даже пошлый. Стали цениться не хриплые, грубые голоса кантаоров, хорошо Сам контингент слушателей меняется: «фламенко становится популярным среди богатой молодежи, которая воспринимает только его эстетическую сторону, как жанр, не имеющий ни истории ни драмы. Распространившись в крупных городах, фламенко превращается в продукт потребления, в развлекательную индустрию» (Анна Сиротина).

Хотя там, где не было посторонней публики, еще сохранилось настоящее, первозданное фламенко.

XX век
В первой четверти 20-го века фламенко также находилось на грани вымирания, все больше опускаясь до уровня низкопробной кафешантанной "испанщины". В 1920 году, когда пытались ставить оперы-фламенко, в это время музыка стала слишком театрализованной и коммерческой. Первыми забили тревогу крупнейшие представители творческой интеллигенции Испании - один из её лучших поэтов и один из её лучших композиторов, Федерико Гарсиа Лорка и Мануэль де Фалья.

По их инициативе был организован первый фестиваль андалусского народного пения - канте хондо, состоявшийся в Гранаде 13-14 июля 1922 года, а 19 февраля того же года Гарсиа Лорка выступил в Гранаде с лекцией о канте хондо. Тогда же он написал очерк с таким же названием. «Музыкальной душе нашего народа грозит смертельная опасность! Величайшее художественное сокровище – наше национальное достояние – на краю бездны забвения. День за днем срывает листья дивного дерева андалузской лирики; старики уносят с собой бесценные клады, сбереженные многими поколениями, и лавина низкопробных куплетов сметает народную испанскую культуру... Нельзя допустить, чтобы самые страстные и глубокие наши песни и дальше уродовали сальными кабацкими припевками, чтобы нить, завещанную нам непостижимым Востоком, цепляли на гриф разгульной гитары, чтобы липкое вино сутенеров пятнало самоцветы наших мелодий», - писал Лорка.

Что касается Мануэля де Фальи, то, использовав в своих музыкальных произведениях мелодии фламенко и канте хондо, он подарил народному искусству Андалусии всемирную известность. Впервые оркестровка мелодий фламенко для сцены была осуществлена Мануэлем де Фалья в его балете "Любовь-волшебница" (El Amor Brujo) - произведении, пронизанном духом фламенко.

Жанр фламенко получил международную известность, когда в мае 1921 года целое представление фламенко было включено в программу русского балета, выступавшего в Париже, в театре "Гайет Лирик". Это представление было организовано импресарио Сергеем Дягилевым, во времена своих поездок по Испании разглядевшим большие театрально-сценические возможности фламенко.

Другим театрализованным представлением фламенко, поставленным на не менее прославленной сцене, стало "Кафе Чинитас". Название выбрано по имени знаменитого кафе в Малаге, в основу действия положена одноимённая песня Федерико Гарсиа Лорки, декорации выполнены Сальвадором Дали. Представление состоялось в театре Метрополитен в Нью-Йорке в 1943 году.

В 1955 году Гонсалес Климент написал книгу «Фламенкология», которая дала название этому разделу искусствоведения. Ученые этого направления занимаются изучением происхождения фламенко и его «истинного» стиля, традиций.

В 1957 году был организован фестиваль песни в Кордове, а в 1957 году в Хересе было открыто отделение фламенкологии. Все это способствовало постепенному возрождению фламенко как высокого искусства.

В конце XX века фламенко начинает впитывать в себя кубинские мелодии и джазовые мотивы; и, кроме того, элементы классического балета приобрели там свое постоянное место. Наиболее известен танцор фламенко Хоакин Кортес, который обновил понятие танца фламенко, избавил его от «канонического стандарта» и внес в него новую живую струю и выразительность.

Последние десятилетия появились смешанные разновидности фламенко и других стилей: фламенко-поп, фламенко-джаз, фламенко-рок, джипси-румба и другие.

По материалам:

http://www.flamenco.ru/
Категория: Мои статьи | Добавил: ludmila_zhukova (21.06.2011)
Просмотров: 1254 | Комментарии: 1 | Теги: истоки культуры фламенко, история фламенко | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergFup  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>кронштейн рожковый производство</a>

Имя *:
Email *:
Код *: