Вторник, 14.05.2024, 16:01

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Статьи » Мои статьи

Что такое фламенко?
На вопрос, что такое фламенко, многие из нас, не задумываясь, сразу же ответят: испанский танец в платье в горошек. И будут правы лишь отчасти. Фламенко – это гораздо больше, чем просто танец. Это крик души, выход эмоциям. А эмоции можно выразить голосом, движением, игрой на музыкальных инструментах и даже взглядом.

Андалусия – плавильный котел, в который на протяжении веков попадали самые разные народы. А фламенко – «жалобная книга», где каждый из них оставил свою запись.
Арабы, изгнанные вон с земли, ставшей для них родиной; евреи, вынужденные принимать чужую веру, чтобы спасти жизнь; цыгане, подвергавшиеся постоянным гонениям... Им пришлось слиться с другой культурой, утратить традиции, приспособиться к новым реалиям. Их музыка стала скрытым протестом против несправедливости, жалобой на судьбу, тоской по утраченному... Так родилось фламенко.

Фольклорный образ жизнерадостной андалусской танцовщицы с ярким цветком в волосах – лишь внешняя, глянцевая сторона. Но послушав, о чем поется во фламенко, мы увидим другую сторону – совсем невеселую и драматичную.


Хотя истоки фламенко лежат еще в мавританской культуре, наибольшее влияние на его формирование оказали цыгане. Добравшись в XV в. до Андалусии, они по-своему переосмыслили местные музыкальные традиции.
Своеобразное пение – канте – живой диалог, общение, импровизация, «стержень» фламенко. Собравшиеся во дворе дома, больше похожего на лачугу, родственники и соседи делились горестями и радостями, пели о судьбе и свободе, тюрьме и смерти, любви и измене. Фламенко началось с канте, танец и гитарный аккомпанемент пришли позднее.

С задворков цыганских районов фламенко постепенно выходит на улицу. К концу XVIII в. оно уже звучит в тавернах и на постоялых дворах андалусских дорог. Появились профессиональные певцы – кантаоры, зарабатывавшие на жизнь душевным исполнением грустных песен. Их приглашают на свадьбы и другие семейные события.

В Севилье в 1842 г. открывается первое кафе, «специализирующееся» на фламенко. Вскоре такие кафе, названные кафе кантанте, уже повсюду и чрезвычайно популярны. Публика оценила страсть, с которой исполнялись песни, музыка нашла отклик в сердцах испанцев.

Кафе кантанте превращаются в своего рода творческие мастерские, где оттачиваются грани искусства фламенко, где оно поднимается на невиданные раньше вершины.
Конкуренция между певцами, танцорами и гитаристами способствовала развитию различных исполнительских стилей, жанров и форм внутри фламенко.
Возросла роль танца: теперь есть песни (атрас), специально предназначенные для танцевального сопровождения.

Эпоха кафе кантанте – золотой век фламенко. Все, что было создано тогда, является эталоном; все то, что было создано позже, уже не считается «чистым» фламенко.

Но к концу XIX в. кафе кантанте начинают приходить в упадок. Наибольший доход приносят те заведения, где клиенты сами диктуют репертуар по принципу «кто платит, тот и музыку заказывает». Ни о каком творческом росте исполнителей и речи быть не могло. Содержание песен опустилось до откровенной пошлости.

Канте перестало быть голосом души. Раньше кантаор был должен только себе и своему сердцу. Теперь его репертуар – «ширпотребная попса». Тексты песен фламенко превращаются в сплошную мелодраму о несчастной любви.
Уходят со сцены резкие и грубые голоса, уступая место более мелодичным и красивым. Этот перелом происходит в последние годы столетия.
Строгих правил в танце фламенко нет: танцовщицы импровизируют, вторя нахлынувшим чувствам.

Контингент слушателей тоже изменился. Родившись как музыка бедняков и вечных скитальцев, фламенко становится все больше популярным среди «золотой молодежи», которая поверхностно воспринимает только его эстетическую сторону, как жанр, не имеющий ни истории, ни драмы. Поселившись в больших городах, фламенко превращается в продукт массового потребления, в развлекательную индустрию.
Трансформация фламенко в зрелищный спектакль не могла не отразиться на его художественном уровне и чистоте стиля. Фламенко искало новую форму выражения и нашло ее на сценах больших театров и импровизированных площадках на аренах для боя быков. В истории фламенко началась новая эпоха – самая критикуемая за все время его существования.
Это направление получило название опера фламенка, было по-своему интересно, но глубина выражения фламенко потерялась, а вместе с ней и духовное содержание.

И на этом мы бы поставили жирную точку... Но уцелели места, где продолжало жить верное традиции канте. Многие исполнители стремились сохранить чистоту стиля. Они не были профессионалами и берегли свое мастерство лишь для себя и узкого круга ценителей.
Настоящее фламенко без случайной публики звучало в каком-нибудь трактирчике, его сила заключалась в способности кантаора самому наслаждаться своим пением и передавать всю его глубину слушателям. Отдавая при этом частичку себя. Благодаря таким кантаорам, канте сохранилось в своей традиционной форме и до наших дней.

Годом второго рождения фламенко можно назвать 1922-ой, когда группа энтузиастов организовала фестиваль канте хондо. Канте хондо – это особенно эмоционально выразительные, драматичные, экспрессивные песни. Фестиваль собрал подлинные напевы канте хондо, открыл новые таланты и возродил интерес к древнему искусству фламенко.
Профессионалов на фестиваль не пустили: истинный дух фламенко предполагает чувство, а не отточенное исполнение.

Романтическая Гранада оказалась идеальным местом для проведения фестиваля. Впервые о фламенко заговорили как о самостоятельном жанре и народном искусстве, а подобные смотр-конкурсы самодеятельности появились и в других городах.
По образу и подобию бывших кафе кантанте были созданы таблао – кафе или небольшие театры со сценой для представлений.
Пение – стержень фламенко. Но не нужно обижать вниманием и танец. Тем более, что именно он во всем мире служит одним из главных брендов Испании. И фламенко ассоциируется в первую очередь как раз с танцем, вернее, с классическим образом танцовщицы фламенко – байлаоры.Фирменная деталь образа байлаоры, известная нам по фильмам и книгам – bata de cola – традиционное платье до пола. Часто из разноцветного материала в горошек (хотя и не обязательно), украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стала одежда цыганок. Изящная игра с подолом – неотъемлемая составляющая представления.
Испанская шаль – важный атрибут женского танца фламенко. Шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, то ниспадает с плеч, рисуя силуэт большой и мятущейся птицы. Ну и, конечно, цветок в волосах.

Традиционная одежда танцора-мужчины – темные брюки, пояс и белая или темная рубашка с широкими рукавами. Короткая жилетка-болеро, называемая «чалеко», иногда надевается поверх рубашки. Если женщина исполняет мужской танец, она надевает мужской костюм.

Сапатеадо – ритмичный барабанный звук ударов каблуком и подошвой ботинка по полу – характерная черта танца фламенко. Раньше сапатеадо исполнялось только танцорами-мужчинами, поскольку такая техника требует немалой физической силы. И долго ассоциировалось с мужественностью. Женскому танцу были более свойственны движения рук, запястий и плеч.

Грациозные движения рук выражают чувства, подсознательно очень сильно влияя на общее восприятие танца зрителями. Своего рода гипноз.
Считается, что кастаньеты – обязательный элемент танца фламенко. Однако это не так: кастаньеты позаимствованы из классических испанских танцев. Наиболее чистые формы фламенко избегают использования кастаньет: они ограничивают возможность страстной и выразительной игры кистей рук.
Местная поговорка гласит: «Кто говорит о гитаре, говорит об Андалусии».

Магия фламенко – в триединстве гитары, песни и танца. Гитара здесь не просто аккомпаниатор, но творец так необходимой певцу атмосферы вдохновения.
Испания – родина гитары. В Андалусии она стала любимым народным инструментом еще в XIII в., но объединение певца кантаора с гитаристом токаором произошло лишь в начале XIX в.

На вечеринке, на улице или на площади, стоило у кого-нибудь в руках оказаться гитаре, как вокруг тотчас же собирался народ, готовый петь и танцевать. Гуляя по городу, всегда можно было встретить гитариста, окруженного танцующими людьми.

Стендаль писал: «Вот идет старик нищий, садится на лавку перед постоялым двором, настраивает свою гитару и принимается небрежно бренчать по струнам. Проходящая мимо служанка с кувшином на голове, услышав звуки гитары, сперва ступает размеренно в такт напева, затем начинает подпрыгивать, и, наконец, когда она поравнялась со слепым, она уже пляшет вовсю, поставив на землю кувшин с водой.
Погонщик мулов, пересекавший вдали двор, неся вьючное седло, также отложил свою ношу и в свою очередь принялся плясать. Таким образом, меньше чем через полчаса вокруг слепого гитариста танцевало 12 испанцев.
Им было мало дела до окружающих, ни проблеска галантности, каждый танцевал для собственного удовольствия». Такова загадочная испанская душа.

Большинство токаоров фламенко не обладают музыкальной грамотностью и не знают нот. Но благодаря врожденной музыкальности, они создают импровизации, затмевающие заранее отрепетированную игру «классиков».

Почему именно гитара стала главным инструментом во фламенко? А просто представим себе песню канте хондо, исполненную на пианино... На гитаре каждую ноту можно извлечь по-разному, гитарист создает их, следующая нота звучит уже не так, как предыдущая. Гитара в этом близка к человеческому голосу: она может говорить, петь, кричать... Она заставляет нас по-разному воспринимать одно и то же

Известен случай, когда Глинка приехал в Испанию познакомиться с народными напевами. Пообщавшись с одним из известных в то время токаоров, он захотел записать его произведения. Но из этого ничего не вышло: каждый раз, когда он просил повторить какую-нибудь фразу, гитарист всегда играл ее по-новому.

Токаоры нередко выступают и соло. Величайший гитарист современности Пако де Лусия поначалу аккомпанировал кантаорам, а затем стал выступать и самостоятельно.


Теперь давайте поговорим о том, где можно посмотреть и послушать фламенко. В отличие от корриды, здесь вариантов предостаточно. Арена не требуется, многочисленные творческие коллективы мобильны и вездесущи. И если вам лень искать фламенко, то оно само найдет вас. Прямо в отеле. В сезон «фламенко шоу» пару раз в неделю обязательно будет и в вашем. Только вот не стоит тратить на него свое драгоценное курортное время и смазывать впечатление. Пусть развлекают немецких пенсионеров. А мы с вами пойдем, извините, в таблао.

Как вы уже знаете, таблао – это такие кафе с небольшой сценой, где исполняют фламенко. Иногда весьма недурственно. На побережье их предостаточно, просто скажите таксисту магическую фразу «фламенко таблао». Гид тоже может подсказать, куда имеет смысл податься вечером. Ну и мы предложим несколько адресочков.

Малага «Vista Andalucia»
Avenida Los Guindos, 29
www.vistaandalucia.com
«El Tablao»
Calle Arenas, 1
Марбелья «Donde Maria»
Calle Vicente Blasco Ibanez, s/n
Tablao «Flamenco Ana Maria»
Plaza San Francisco, s/n
Торремолинос «Pepe Lopez»
Plaza de la Gamba Alegre
«Los Tarantos»
Avenida Playamar, 51
«La Carreta»
Urb. Eurosol, Local 93–95
Бенальмадена «Fortuna Show»
Это совсем не таблао, и не совсем фламенко. Испанский балет – действо красивое и эффектное, к посещению рекомендуемое.




Эмблема фестиваля фламенко в Севилье

Вдумчивые и уже теоретически подготовленные читатели заметят: так это наверняка тоже «лубок» для туристов. Изо дня в день играющие одно и тоже профи. А где же импровизация, на которой и строится фламенко? Где страдания и творческий полет?
Ну, во-первых, мы с вами туристы и есть. А во-вторых, для первого знакомства с искусством фламенко вполне достаточно. И ехать никуда далеко не надо.

Другое дело ферии – праздники и традиционные ярмарки, во время которых фламенко выходит на улицы. В буквальном смысле. Вот там и самодеятельность, и импровизация, и песни-пляски для собственного удовольствия.
Самая грандиозная ферия проходит в апреле в Севилье: столичный статус обязывает держать марку. А вообще, ферии есть даже в самом заштатном андалусском городке. Ведь как говорил классик, отдыхать – не работать.

Севилья Воскресенье после Пасхи и две недели далее.
Кордова С 19 по 27 мая.
Гранада Первая неделя июня.
Малага С 14 по 25 августа.
Ронда Первая неделя сентября.
Марбелья Неделя «вокруг» 11 июня.
Фуэнхирола Первая неделя октября.

Ну а если и ферии вас не порадуют – тогда прямая дорога не фестивали, смотры-конкурсы талантов, на которых действительно звучит настоящее фламенко.
Крупнейший фестиваль фламенко в Испании раз в два года проходит, естественно, в Севилье (www.bienal-flamenco.org). Со всего мира сюда съезжаются истинные любители фламенко, чтобы увидеть лучших байлаоров, кантаоров и токаоров. Событие настолько масштабное, что сопоставимо с олимпиадой в мире спорта. В 2008 г. фестиваль пройдет с 10 сентября по 11 октября. Повезет побывать – мы вам позавидуем.

Посмотреть расписание других фестивалей можно на сайте www.flamencofestival.info или www.flamenco-world.com – крупнейшем в интернете портале о фламенко.

Фламенко очень часто путают с севильяной – зажигательным народным испанским танцем. Многие считают, что это один из видов фламенко. Те же яркие платья, кастаньеты, розы в прическах... И на ярмарках чаще всего танцуют как раз севильяну. Но даже неискушенный в тонкостях хореографии зритель сразу увидит разницу: севильяна – парный танец с определенным «рисунком», а фламенко... состояние души.

Первое платье для танцев девочке в Андалусии могут купить уже в год. А всего за свою жизнь отдельные дамы умудряются сменить до 15 платьев стоимостью 300–700 €. И хотя пощеголять в них удается нечасто, преимущественно во время ярмарок, о потраченных деньгах никто не жалеет.

В статье использованы материалы
сайта flamenco-world.com и «Википедии» – свободной энциклопедии.
Категория: Мои статьи | Добавил: ludmila_zhukova (21.06.2011)
Просмотров: 2950 | Теги: история фламенко | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: