Воскресенье, 23.09.2018, 08:13

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Статьи » Мои статьи

Разновидности фламенко
Разновидности фламенко (продолжение)

Фандангос (fandangos): Древняя андалузская народная песня и танец, корни которого вероятно происходят до арабского вторжения в 711 г. нашей эры. Это, как полагают, произошло от хоты (jota), живого парного танца из Арагона, местечка расположенного на Севере Испании. Почти каждая область Андалусии имеет свою собственную версию фанданго (fandangos), включая город Уэльву, который утверждают был истинным местом рождения формы и одной из столиц Испанского фламенко. Есть два типа фанданго: fandango grande (большой, великий фанданго) и fandanguillos (небольшой фанданго), последний тип более характерен для праздничных мероприятий. Говорят, что "андалузец не может ни ехать, ни идти, ни работать" без фанданго, излюбленной на юге мелодии. Колыбелью этого пения считаются Малага, Кордова и Лусена. Изначально фанданго являлось песней, аккомпанирующей танцу. Это танец для одной пары, и его хореографическое содержание - любовная пантомима. Оживленный и страстный, он и сейчас пользуется популярностью во многих провинциях Испании.Существуют разновидности фанданго, унаследовавшие название от тех городов, где они получили наибольшее распространение: малагенья (malaguena, от Malaga - Малага), ронденья (rondena, от Ronda - Ронда), гранадина (granadina, от Granada - Гранада), мурсиана (murciana, от Murcia - Мурсия), аликантина (alicantina, - от Alicante - Аликанте), фанданго де Уэльва (fandango de Huelva, от Huelva - Уэльва)… Различают fandango rapido (быстрое) (например, фанданго де Уэльва), fandango moderado (умеренное) (например, вердиалес) и fandango lento (медленное) (фанданго де Альмерия). Фанданго распространилось далеко за пределы Андалусии. Например, в Астуриас это один из наиболее популярных стилей, наравне с альборадас (alboradas) и алалaс (alalas). В Экстремадуре фанданго помимо гитары и кастаньет сопровождается аккордеоном и бубном. Также эти песни можно встретить в Мурсии или на Майорке (вместе с хотой и болеро) и в Португалии, где они разделяют славу с такими стилями как вира (vira), малао (malhao) и камина верде (caminha verde). Поэзия фанданго отличается красотой и возвышенностью, диапазон тем самый широкий: это и мир, и война, и любовь, и ненависть, и жизнь, и смерть, но преобладает все же любовная лирика.

Фанданго (fandango)

Дерево малагеньи (malagueña):

Ронденья (rondeña) Форма песни и танца берущая свое начало от гористой области Ronda в Малаге. Название может происходить от "rondar", которое означает "патрулировать" или " бродить вокруг." Может быть, что rondena первоначально была песней молодых людей, исполняющих серенады перед окнами своих любимых. Форма игры на гитаре, rondena, как полагают, происходит от контрабандистов, которые практиковали свою торговлю в горах рядом с Рондой. Этот стиль относится к группе фанданго. Точнее можно сказать, что это малагенья, поющаяся в Ронде. Оставив побережье и обосновавшись на плоскогорье в глубине материка, малагенья трансформировалась, дав начало новому стилю. Среди испанских кавалеров существовал обычай петь серенады под окнами своей возлюбленной. Андалузцы, благодаря своему пылкому характеру, не стеснялись выражать свои эмоции, и тень молодого человека с гитарой, поющего под балконом своей любимой летними ночами не была редким зрелищем. В Андалузии этот обычай положил начало новому стилю фламенко, получившему название ронденья. Ронденья, называемая дочерью фанданго, не обладает драматической глубиной, присущей стилям "большого пения". В ней нет и задора песен, созданных для аккомпанемента танцу. Это пение приобрело новый оттенок, прежде всего лирический, - это песнь влюбленного сердца. Кроме того в ронденье отражено мировоззрение жителей сьерры, которые видят море, а также все ведущие к нему дороги, издалека и с высоты. Ронденья - песня человека, ясно видящего цель своего пути.

Хабера (habera) Форма песни, которая является ответвлением «серьезного, большого» фанданго (fandango grande). Jaberas близко связан с малагеньяс (malaguenas) и должен быть исполнен свободно без ритма (compаs) и не сопровождаться танцем. Хабера - это исконно андалузская песня с инструментальным вступлением, напоминающим малагенью, и коплой, близкой к фанданго, от которого она и берет свое начало. Хабера - один из самых древних стилей группы фанданго, но в настоящее время она почти не исполняется, а изначально это было сельское, крестьянское пение. Ее исчезновение - не следствие ее сложности, скорее, в этом вина популярности других песен, которые начали исполняться на таблао в то время, когда стоял выбор, какие песни будут пользоваться наибольшим престижем. Кантаором, вдохновившем других исполнителей петь хаберу, был Эль Мими, а главным пропагандистом этого стиля считается Эль Чато де Херес, сделавший хаберу популярной в Мадриде.

Вердиалес (verdiales) Форма песни и танца, которая является беззаботным стилем fandangos. Verdiales произошел в Малаге и берет свое название от деревни по имени Los Verdiales. Полагавшая быть фольклором, эта форма, как полагают, является самым старым существующим fandangos в Андалусии. Региональный verdiales сопровождается тамбуринами, скрипками и другими инструментами так же как и гитарой. Фламенко verdiales сопровождается только гитарой.

Малагенья (malagueña) Стиль фламенко свободной формы, который не имеет никакого определенного ритма (compаs) и основывается на импровизации. Стиль Malaguenas произошел в Малаге (Южная Испания),откуда и получил свое название. Malaguenas – танцуемый стиль, беззаботные песни, которые развились от другого стиля фламенко , вердиалес (verdiales) и обладают подобным ритмом и формой. Согласно некоторыми источниками, является членом семьи фанданго, Malaguenas стал очень популярным в заведениях, где исполнялось фламенко (cafe cantante) в течение конца Девятнадцатого столетия и первоначально не был танцевальной формой. Малагенья входит в категорию канте гранде - "большого пения" канте хондо. Малагенья берет свое начало от фанданго, но она имеет свой собственный облик и в целом не похожа ни на один другой стиль. Это канте было одним из самых любимых среди кантаоров XIX века. Коплы малагеньи чаще исполняются женщинами, по содержанию это пение страдающей души, жалобное, протяжное. Распространившись из Малаги до Леванта, это пение там и приобрело свой окончательный облик, а также дало начало таким стилям как тарантас, серранас и картахенерас. Изначально это было пение побережья, моряков и рыбаков, которые затем перенесли его в Португалию, где малагенья очень прижилась и полюбилась. В какой-то момент малагенья оставила пляжи и палубы кораблей и переселилась в глубь полуострова. Дойдя до Ронды она задержалась в этом городе и полюбилась его жителям. Своему варианту малагеньи они дали название в честь города - ронденья.

Гранаина и медиа гранаина (granadina) Относится к группе фанданго и ее отличительная черта - арабский колорит музыки. Из всех стилей гранадина наиболее близка к мусульманскому пению. Мелодическая линия коплы гранадины - простая и ровная, унаследованная от фанданго, а наиболее сложной и красивой является заключительная часть песни.

Фанданго де Лусена (fandango de Lucena)

Фанданго де Кабра (fandango de Cabra)

Фанданго де Пуэнте Хентил (fandango de Puente Jentil)

Минеро-леватинские стили:

Тарантаc (tarantas) Свободный стиль формы песни фламенко, который произошел в Области Альмерии (Almeria), но также и связан с соседними Областями Хаена (Jaen) и Мурсии (Murcia). Taranta - песня шахтеров, отражает ощущение трагедии, лишения и горя. Мелодии являются темными и часто противоречащими открытым аккордам, которые предоставляют этой форме отличительный Восточный характер. Должно быть отмечено, что в терминах фламенко, "Восточный" ("Oriental") используется, чтобы означать "арабский". Также как и картахенера, стиль тарантас относится к песням Леванта и его изобретение приписывается шахтерам. Таранта стоит во главе группы песен Леванта, для которых характерна удивительная экспрессивность и выразительность. Эти песни можно назвать не просто печальными, а скорее, горестными, трагичными. Таранта сформировалась на основе местного фанданго. Рожденное в глубине шахт, это пение длинное, тяжелое, суровое, несущее отпечаток той тяжелой работы, которой занимались ее исполнители. Грусть, тоска и угнетающие мысли - основной мотив этих песен. Копла тарантас - это всегда жалоба, в ней поется о несчастьях и смерти. Другим и не могло быть пение людей, жизнь которых проходила во мраке и сырости шахт, и чья душа изнывала от одиночества и безнадежности. Тарантас поются в довольно свободном темпе, и роль гитары в них второстепенная, она служит лишь для поддержания ритма. В ней нет ни пассажей ни расгеадо, она лишь подчеркивает основные ноты мотива.

Таранто (taranto)

Минерас (mineras) Одна из группы песен, известных как песни Леванта (cantes de levante). Его название происходит от "minero" (буквально означает "шахтер").

Картахенера (cartagenera) Свободная форма песни, которая базируется на основе фанданго (fandangos) и берет это название от области происхождения - Картахена. Это - одна из песен, известных как cante de levante и как полагают, развилась от tarantas. Картахенера возникла на основе таранты под влияние малагеньи, и по глубине и экспрессии это пение находится между этими двумя стилями. Как и таранта, картахенера относится к "канте гранде" - "большому пению", к древнейшим истокам канте хондо. Как и таранту, происхождение картахенеры связывают с шахтерами, эмигрировавшими из Андалузии в Картахену для работы в угольных шахтах как раз в то время, когда начало распространяться канте хондо. Картахенера - это медленное грустное пение, полное тяжелых мыслей. Но все же, по своему настрою оно немного менее горестное, чем тарантас. В ее основе - все та же печаль и жалоба, но есть место и более светлым и мягким оттенкам, надежде.

Мурсианас (murcianas)

Левианас (levianas) Форма песни и танца. Песня произошла от тонья ливиана ( tona liviana - песня без сопровождения или ритма - compаs) и изменилась до стиля с гитарным сопровождением, исполненным в ритме сигурийи ( compаs of siguiriyas). Ливиана - это дитя южной Андалузии. Она является родственницей тонa, берущей свое начало из кузнечных мастерских, но более нежная, так как в ней нет свойственного тона ритма ударов кузнечного молота по наковальне. Именно в ритме основное различие между этими стилями. Стихи для них могут быть общие. В отличие от тонa, ливиана - пение родившееся среди крестьян, работающих в поле, в часы отдыха от работы, когда андалузский крестьянин чувствовал потребность петь. Оно появилось без гитары, без аккомпанемента и впитало в себя все жаркое солнце испанских плоскогорий. Профессиональные кантаоры быстро приняли ее в свой репертуар и стали исполнять под аккомпанемент гитары. Ливиана - сложный для исполнения стиль, требующий от исполнителя великолепных способностей. Со временем она стала забываться и исполнялась все реже и реже. Но благодаря некоторым старым кантаорам ливиана все же сохранилась и существует в наши дни как стиль личностный и индивидуальный, но в то же время сохранивший весь колорит народной сельской музыки.

Фанданго минерас (fandango mineras)

Пение де Мадруга (de madruga)

Фанданго де Уэльва (fandango de Uellva)

Фандангильо (fandangillo) Разновидность фанданго, отличающаяся более свободным ритмом и менее возвышенным характером поэзии. Родина фандангильос - Уэльва, откуда это пение распространилось по многим регионам Андалузии. Но основными зонами его распространения считаются земли, граничащие с Португалией, где располагались шахты добычи угля, золота и меди. Почти в каждой деревне этого района имеется свое фандангильо, возникшее в полумраке и сырости шахт, но, тем не менее, в этих песнях нет ни угнетенности, ни тоски, а напротив, поется о противостоянии невзгодам жизни.

Праздничные стили фламенко:
Булериас (bulerías) Булериас можно назвать мозаикой фламенко. Этот стиль предоставляет исполнителю наибольшую свободу для творчества. Кантаор булериас это импровизатор, способный сплести воедино самые разные мелодии - в булериас отзвук всех песен Андалузии. Здесь можно услышать и алегриас, и фандангильо, и даже солеарес. Это песни живые, веселые и полные бурных эмоций, но в них проскальзывают и жалобные нотки, свойственные солеарес. Считается, что колыбель булериас - Средиземноморское побережье, и их звучание напоминает нам о шуме моря - то безмятежном и спокойном, то о бурном и опасном, способном поглотить корабль с экипажем. В булериас умещаются все эмоции, которые способна испытывать человеческая душа. Эта музыка звучит каждый раз по-новому, но при этом всегда узнаваема. Она очень личностная и основанная на импровизации больше, чем другие стили, несмотря на ее сложность для исполнения и довольно жесткие ритмические рамки. Другие особенности - это яркая индивидуальность гитары при исполнении песен, булериас называют основой гитарной игры фламенко. Булериас - это живая грация цыганского юга Андалузии. Сначала единственным предназначением этого пения был аккомпанемент танцу, и оно подчинялось строгому ритму. Позднее кантаоры усложнили булерию и придали ей большую ритмическую гибкость. Он относится к самым молодым стилям, впервые появившимся на сценах театров и кафе кантанте в конце XIX века и исполнявшимся в качестве "десерта" после того напряжения, которое создавалась во время фиесты исполнением драматичных песен канте хондо. В 20-х годах XX века он уже сформировался и признавался наравне с остальными стилями. Сейчас это один из самых любимых и часто исполняемых стилей фламенко.
Название Булериас происходит от: (басня, сказка, небылица, насмешка, шутка, суматоха, шум, шумное веселье). Это шумный и радостный танец. Выделяется быстрым ритмом и двудольным размером. Более других похож на халео, больше внимания отводит хлопкам. Зачастую вводится как финал других танцев, особенно Solea, хотя также может выступать и в качестве самостоятельного танца, завершающего все шумное веселье с музыкой и танцами. Требуется преобладание различных препятствий в танце, разнообразие переходов, скорость и сила ног для сапатео (чечетки), а также абсолютная выразительность рук, тела и лица. Иногда в суматохе в танец включают элементы, ему не свойственные, заимствуя их из других народных мотивов, хотя и с привкусом булериас, и это единственный тип фламенко, который допускает прыжки в мужском исполнении.
Compas: имеет тот же размер, что и Solea, но темп намного выше: 12/3 45/6 7/8 9/10 11/12 либо 12/3 456/78 9/10 11/12 .
Тональность выбирается по желанию с предпочтением либо на верхний, либо на нижний регистр. Берут те же аккорды, что и в Solea: ля мажор и си бемоль мажор, либо ля мажор доминанта или ми мажор доминанта. Вызовы в этом танце такие же как в alegrias и перебор струн аналогичен. Куплет состоит из трех-четырех восьмисложных стихов и слове неважны, хотя произносятся с силой. В своем роде выделяются «подвиды»: булериас ударные и булериас связанные. Первые называют также «булериас одиночества» и темп их более медленен. Вторые более ритмичны. Вот уже несколько лет вошло в моду исполнять под исполнять под bulerias тексты песен и различные стихи по своему происхождению не относящиеся к фламенко.

Булериас пор солеа (bulería por soleá)

Халео (jaleo)

Возвратившиеся стили фламенко:
Румба (rumba) Стиль формы песни и танца фламенко , который находился под влиянием Новых Мировых ритмов и особенно сахарных и банановых плантаций Кубы. Цыганская адаптация известна как Румба Gitana (Rumba Gitana) или Румба Flamenca ( Rumba Flamenca). Танец - живой и праздничный ..., иногда даже с элементами соблазниния. Гитарист используют технику ритмичных ударов (шлепков), взятых от южноамериканского стиля игры и исполнение характерно, приглушением струн полной рукой, для выполнения синкопы.

Милонга (milonga)

Гуахирас (guajiras) От кубинского - крестьянин, крестьянский, народная песня. Очень веселая и ритмичная. Куплеты ее относятся, в основном, к Гаване и ее жителям. Ведет свою ритмику из кубинского пунто, стиля, заимствованного в свое время на Кубе и перенесенного на Канары, где произошло смешение с местными танцами. Большей частью своей мелодичности гуахира обязана Пепе Марчена. В 30-40е годы этот стиль был весьма популярен, сопровождая танец с этим же наименованием , которые в настоящее время практически исчез. Происходит из первой половины 20-го века, как сопровождение одноименного пения. Характеризуется мягкостью и имеет салонный характер. Размер варьируется: 6/8 и 3/4. Игра идет только в мажоре. Продолжительность игры невелика, т.к. как только начинается стук каблуков, аккомпанемент уже лишен фальцета и ограничивается перебором струн. Обычно играют в полутоне, хотя можно выбрать тональность на усмотрение. Песни в стиле фламенко на основе кубинского фольклора. Куплеты по 10 восьмисложных стихов. Доминирующие темы - любви и ностальгии. По мнению многих знактоков, этот тип необходимо определять как кубинский пунто.

Видалита (vidalita)

Коломбиана (colombiana) Форма песни и танца, который был под влиянием колумбийской народной музыки и южноамериканских ритмов.

Другие стили фламенко:
Петенера (petenera) Песня, которая является господствующей вне фламенко. Название происходит из Андалузского фольклора и как полагают, является искажением слова "patenera", означавшего исполнителей, кто первоначально пел песни и приехал от Paterna de la Ривера (местечка около Херес-де-ла-Фронтеры). Исполнение петенеры, как суеверно полагают, является неудачным. Общее настроение этой формы – только печали из-за связанной с нею легенды, которая говорит о красивой молодой проститутке по имени Долорес, которая умерла насильственной смертью на руках одного из своих возлюбленных. Каждый год в июле, люди в деревне Paterna воздают должное этой форме песни и Долорес проводя национальное соревнование исполнения песни петенерас. Pena (пена) - клуб фламенко, общества, созданные любителями фламенко, организующие представления и культивирующее пение, танцы и игру на гитару в этом стиле. Многие из этих обществ - это фэн-клубы, собирающие поклонников какого-то определенного артиста. Их расцвет пришелся на 70-е XX века, когда многочисленные penas flamencas создавались не только в Андалузии, но и в других областях Испании в других странах.

Саэта (saeta) Песня на религиозные темы, поющаяся в течении Страстной недели. Саэта - это разговор с Богом через песню. Во всяком случае, таков саэты, поющиеся во время религиозных праздников. Тем не менее, не исключено, что по происхождению это пение языческое, цыганское. В напевах саэты - жалоба и тихий ропот на судьбу, обращение к богу, чтобы он выслушал то, что больше никто не хочет слушать. В книге, опубликованной в Севилье в 1691 году уже упоминается о религиозных саэтах. О них говорится как о голосах терзаний, рождающихся среди людей из-за грехов, которые они совершают. В XVIII веке саэты пелись монахами, которые ходили по дорогам и побуждали верующих раскаиваться в своих грехах. Мелодии этих саэт были строгими, монотонными, полными пауз. Древние формы саэты развивались постепенно и достигли своего расцвета к началу XX века. Современная саэта, являющаяся стилем фламенко, возникла не в один миг и не была плодом вдохновения одного кантаора, она является результатом долгой эволюции. Сегодня саэта известна почти повсеместно в Испании, насчитывает множество разновидностей и местных мотивов и бережется как драгоценный камень канте хондо, представляя собой наиболее религиозный его вариант. Современные саэты исполняются на основе стилей сигириья и мартинете - кантаор объединяет слова копл саэты с музыкой этих стилей. Такие саэты называются "por siguiriya" или "por martinete".

Самбра (sambra)

Галерас (galeras)

Канастера (canastera)
Источник информации - книга Эль Монте Анди "Фламенко: тайны забытых легенд".



Источник: http://Эль Монте Анди "Тайны забытых легенд"
Категория: Мои статьи | Добавил: ludmila_zhukova (19.07.2011)
Просмотров: 1891 | Теги: стили фламенко, разновидности фламенко | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: